В стандартную комплектацию ГБО 4-го поколения входит:
— Емкость для газа – баллон.
— Мультиклапан – устройство, позволяющее заправлять и подавать газ к редуктору.
— Газовая магистраль.
— Магистральный клапан.
— Редуктор.
— Магистрали низкого давления (резиновые рукава, трубки, шланги).
— Газовые форсунки.
— Датчики температуры газа и редуктора.
— Датчики давления газа и давления во впускном коллекторе.
— Газовый электронный блок управления (ЭБУ).
— Электропроводка.
— Кнопка переключения «газ-бензин» с монитором уровня газа.
— Фильтры очистки (в жидкой и парообразной фазах).
— Внешнее заправочное устройство (ВЗУ).
Как видно из перечня, система газобаллонного оборудования не является сложной, и при ее установке не происходит переоборудование автомобиля, а происходит, скорее, его дооснащение. При этом бензиновая система остается без изменений.
Для установки системы ГБО четвертого поколения на 4-цилиндровый двигатель понадобится весь вышеперечисленный перечень оборудования с 4-мя газовыми форсунками, заключенными в одну рейку. Либо можно установить 4-е одиночные форсунки типа Hana, и т.д.
В зависимости от типа впускного коллектора, расположения двигателя и других геометрических факторов, влияющих на удобство монтажа, специалист по установке ГБО принимает решение о типе используемых форсунок и их модификации (планка, одиночные и пр. варианты).
При установке ГБО важным фактором является обеспечение минимальной длины топливной магистрали от форсунок к впускному коллектору при сохранении равности этих длин.
Для каждого типа двигателя, согласно его характеристик (мощность, максимальное и минимальное время открытия бензиновых форсунок), подбираются свои форсунки.
Цена форсунок также может варьироваться в широком диапазоне в зависимости от характеристик и производителя.
Ключевым же устройством системы ГБО является редуктор. Его необходимо, максимально, правильно подобрать и расположить.
Для правильного подбора редуктора (по критериям «строение-мощность»), рассмотрим основные характеристики:
- Во-первых, мощность редуктора должна соответствовать мощности двигателя.
- Во-вторых, редуктор должен иметь запас по мощности (для двигателя в 80 кВт правильно использовать редуктор мощностью 100 кВт). Это условие важно в контексте того, что редуктор не должен работать на пике своей производитльности, чтобы сохранить стабильность в работе всей системы ГБО.
Таким образом, подбор маломощного редуктора чреват тем, что системе не будет хватать производительности, и двигатель в мощностных будет работать на бедной смеси, что может иметь негативные последствия.
Не последнее место при подборе оптимальной системы ГБО занимает баллон.
Баллоны бывают наружного и внутреннего использования.
Геометрически баллоны ГБО подразделяются на цилиндрические и тороидальные.
На один и тот же автомобиль (например, внедорожники, типа Toyota Prado или Land Cruiser) можно установить как наружного, так и внутреннего типа баллоны. Тороидальный баллон наружного типа можно расположить вместо запасного колеса снизу за задней осью, в салоне же, за последним рядом сидений, можно расположить цилиндрический баллон внутреннего типа.
Установка баллона проверенных производителей обеспечит его долговечность на многие годы благодаря высокой коррозийной устойчивости.
Более того, дорогие баллоны изнутри обрабатываются и окрашиваются специальными покрытиями. Это очень важно, т.к. газовое топливо в сжиженном состоянии может содержать влагу.
Грамотным подбором газового баллона считается выбор наибольшего по емкости варианта, который вписывается в стандартные габаритные места для его установки, например в нишу для запасного колеса.
Для наружного расположения баллонов очень важным является также его надежная фиксация к кузову автомобиля с учетом конструктива подвески и хода ее элементов при движении.
Для подачи газа из баллона к редутору используются газовые магистрали.
Электронный блок управления системой ГБО подбирают, исходя из его возможностей, адаптации под тип двигателя и, что немаловажно, — возможности его обслуживания на всей территории страны.
Установка кнопки переключения «газ-бензин» происходит без учета стандартов, а осуществляется в наиболее удобное с точки зрения эксплуатации и видимости индикатора расхода топлива место. Это может быть свободное штатное место на торпедо или центральной консоли. Кнопка также является индикатором количества газа в баллоне.
Следующий элемент ГБО – ВЗУ (внешнее заправочное устройство), через которое, непосредственно, осуществляется заправка газового баллона.
Наиболее распространенным и удобным для заправки местом расположения ВЗУ является задний бампер, в котором предварительно просверливается отверстие.
Также возможна установка ВЗУ в лючок штатного бензинового заправочного устройства. Но здесь возможны варианты, т.к. не все штатные места позволяют установить полноразмерное газовое ВЗУ. Тогда появляются ВЗУ с переходником, который требуется вкручивать и выкручивать вручную при каждой заправке.
Один из вариантов установки ВЗУ – любое скрытое место в задней части автомобиля, до которого может достать заправщик . Это может быть место под задним бампером (или в его нише). При этом не требуется каких-либо механических воздействий на кузовные детали автомобиля (высверливания и пр.).
Перечисленные выше элементы газобаллонной системы являются ее основой.
Установка ГБО 4-го поколения на стандартный 4-цилиндровый двигатель осуществляется за 1-2 дня с полной настройкой всех ее электронных параметров.