Особенности эксплуатации автомобиля на газовом топливе
Эксплуатировать автомобиль с газобаллонным оборудованием не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Практика показывает, что неполадки в работе ГБО чаще всего возникают при нарушении правил его применения, а пренебрежение элементарными мерами безопасности и вовсе может привести к катастрофическим последствиям.
Особенности топлива
Основные компоненты газового топлива – это пропан и бутан. Эти газы довольно агрессивны и способны растворять краску, жир, масло и разрушать резину, поэтому все магистрали и уплотнения в ГБО выполнены из синтетических материалов и бензомаслостойкой резины.
Летняя и зимняя смеси газов отличаются по своей структуре. Летом доля пропана в смеси составляет чуть больше 50%, тогда как зимой – более 90%. Это связано с тем, что пропан может испаряться в широком диапазоне температур, тогда как бутан при температуре 0˚C и ниже остается жидким (не способен создать избыточное давление).
Заправка баллонов
Согласно технике безопасности, баллон должен заполняться газом не более чем на 80%. Например, если у вас баллон объемом 60 л, то заправлять в него нужно не более 48-ми литров. Оставшиеся 20% занимает так называемая «паровая подушка», которая образуется от испарения части сжиженного газа. Подушка создает в системе избыточное давление, благодаря чему жидкий газ поступает в редуктор.
одна важная функция «паровой подушки» - обеспечение безопасности. В баллоне должно оставаться свободное место на случай существенного повышения температуры, поскольку газ имеет высокий коэффициент объемного расширения (объем жидкого газа имеет свойство увеличиваться с ростом температуры).
Разбавляют ли газ на заправках, как это случается с бензином? Иногда вместе с газом в баллон может попасть несколько литров воды. В зимних условиях эксплуатации вода замерзает и может вывести из строя некоторые детали оборудования. Если в газе чересчур много конденсата, редуктор и шланги могут им пропитаться и тогда в салоне появится неприятный запах.
Запуск двигателя
Эксплуатация автомобиля на газе подразумевает особый режим пуска двигателя. ГБО может нормально работать лишь тогда, когда двигатель прогрет. В летнее время эта особенность не является помехой: запуск двигателя можно производить сразу на газу, однако зимой настоятельно рекомендуется сначала запустить двигатель на бензине и только после приближения к рабочей температуре переходить на газ.
Это связано с двумя факторами:
- Более высокой температурой воспламенения
- Меньшей скоростью горения газа
Низкая температура не исключает возможность запуска, но в этом случае высока вероятность того, что редуктор обмерзнет раньше, чем прогреется двигатель. В результате газ не будет испаряться, что приведет к чрезмерному обогащению топливной смеси. В этом случае двигатель, скорее всего, заглохнет и завести его снова будет очень сложно, даже после перехода на бензин. К тому же, регулярные обмерзания редуктора могут привести к выходу из строя его мембран.
Правило запуска на бензине следует применять при температуре ниже 15˚C. Повторные запуски двигателя при той же температуре можно производить уже на газу (не касается инжекторных двигателей, которые всегда запускаются на бензине).
Оставляя автомобиль на ночь зимой, следует предварительно перевести работу двигателя на бензин – это позволит вам без проблем запустить авто утром. Это правило особенно важно для владельцев автомобилей с карбюраторными двигателями.
Работа двигателя
Газо-воздушная смесь, используемая в ГБО, отличается по своим характеристикам от смеси бензина и воздуха. В отличие от бензина, газ не смывает с поверхности цилиндра масляную пленку, не разжижает масло, не оставляет отложений и нагара, улучшая тем самым условия работы двигателя. Вместе с тем, газо-воздушная смесь не может также эффективно охлаждать седла и клапаны, как это делают пары бензина.
В целом переход двигателя на газ благоприятно сказывается на большинстве его деталей, однако здесь многое зависит от качества настройки ГБО.
Использование современного газобаллонного оборудования (III и IV поколений) снижает мощность двигателя на 2-3%. Если же на автомобиле установлена система I или II поколения, то в этом случае мощность может упасть на 5-7%. Снижение мощности связано с несколькими факторами:
- Снижается температура рабочего цикла
- Падает максимальное давление в цилиндре
- Снижается коэффициент наполнения камеры сгорания
При использовании ГБО также снижается динамика разгона автомобиля, в основном из-за инерционности системы питания. Суть в том, что редуктор установки и смеситель соединяются шлагами определенной длины и в случае быстрого открытия дроссельной заслонки газ попадает в цилиндры с некоторым опозданием.
Все системы ГБО допускают переключение режима «газ/бензин» непосредственно во время движения автомобиля. Существует лишь одно отличие в процедуре: при переходе с газа на бензин переключатель можно сразу переводить в положение «бензин», в то время как при переходе с бензина на газ необходимо сначала перевести выключатель в среднее положение и дать выгореть бензину, находящемуся в поплавковой камере карбюратора.
Техническое обслуживание
Эксплуатация автомобиля на газе предполагает некоторые изменения в обслуживании:
- Периодически (каждые 5-6 тыс. км) необходимо чистить фильтрующий элемент и при необходимости заменять его на новый (обычно это делают на 15-ти тыс. км).
- Следует ежемесячно сливать конденсат из прогретого редуктора (двигатель должен быть выключен).
- Необходимо чаще чем обычно менять свечи зажигания и воздушный фильтр.
- Следует регулярно проводить обмыление соединений трубопроводов для проверки герметичности системы
Насколько безопасно газовое оборудование?
Использование ГБО несет с собой некоторые потенциальные риски, однако нельзя сказать, что переход автомобиля на газ заметно снижает безопасность его эксплуатации. Физика говорит, что воспламенение может произойти только при образовании топливовоздушной смеси, то есть, смешения газа с воздухом. Поскольку газ в баллоне находится под давлением, это исключает возможность попадания воздуха внутрь. Соответственно, при исправном баллоне возможность возгорания стремится к нулю.
Возгорание может произойти при повреждении системы вследствие аварии, но в этом плане бензиновые автомобили ничуть не лучше газовых. На самом деле, ГБО намного безопаснее бензинового оборудования, поскольку газовый баллон гораздо прочнее обычного бака, а в современных системах ГО устанавливаются как минимум 6 защитных клапанов.
Был проведен эксперимент, когда башенный кран поочередно поднимал на 25-метровую высоту бензиновый бак и два баллона отечественного и итальянского производства, после чего сбрасывал их в лужу горящего бензина. В результате бензобак взорвался сразу же, в то время как баллоны остались практически невредимыми.
Для безопасной эксплуатации ГБО необходимо следовать простому набору правил:
- Периодически проверяйте крепление баллона (в незакрепленном состоянии баллон может оборвать трубопроводы).
- В случае появления сильного запаха (для этого в газ добавляется одорант) необходимо сразу же проверить систему на предмет утечки. Сделать это можно путем обмыления (нанести на соединения мыльный раствор и посмотреть, нет ли пузырей).
- В случае обнаружения утечки следует немедленно перекрыть расходный вентиль и перейти на бензиновое питание.
- Запрещается определять утечку с помощью открытого пламени, проводить ремонт оборудования при работающем двигателе или при наличии в системе газа.
- При попадании в серьезное ДТП следует как можно скорее перекрыть расходный и наполнительный вентили.
- При длительной стоянке рекомендуется перекрывать расходный вентиль и полностью вырабатывать газ в системе.
- Расходный вентиль нужно открывать полностью – это позволит избежать торможения газа в системе
ВАЖНО: пропан-бутановая смесь в виде жидкости на открытом воздухе интенсивно испаряется и охлаждается. Попадание струи сжиженного газа на кожу может вызвать обморожение. В этом случае следует немедленно промыть пораженный участок водой и обратиться к врачу.
|